Проблема с интенсивностью и очередностью откачки выгребной ямы для Кизильского района — типичная. Во многих поселках и в самом райцентре достаточно домов на двух хозяев с общей системой водоотведения. Как правило, собственники квартир решают вопрос полюбовно: просто откачивают яму по очереди. Однако в доме по пер. Юбилейному к консенсусу прийти не смогли.
«Мои родители вместе с Сухановыми въехали в этот дом в 1988 году. Тогда соседи выбрали вторую половину дома, а выгребная яма оказалась на нашей стороне, — рассказывает Ирина Адищева. — Сначала жили спокойно. Но время идет, люди обживаются. Мой папа решил построить баню».
Чтобы избежать проблем с соседями, отец Ирины Адищевой для бани построил отдельную канализацию. Строились и соседи. Сейчас на участке народного избранника помимо половины дома стоят баня, летний домик, бассейн, летний душ, два гаража. В общую выгребную яму, следует из документов, выведены половина дома, баня и летний домик.
«Я работала в Челябинске. В 2021 году вернулась в родной дом, потому что маме уже за 80, ей трудно одной управляться. И вот тогда я увидела, что яма у нас наполняется каждую неделю», — говорит соседка депутата.
Один вызов ассенизаторской машины обходится кизильчанам в 900 рублей. Возможно, для предпринимателя сумма кажется незначительной, но для бабушки, живущей на одну пенсию, без малого четыре тысячи в месяц — серьезный удар по кошельку. Тем более, если приходится нести общее финансовое бремя в одиночку.
«У нас к канализации подключен только дом. У соседей — в несколько раз больше объектов. Наверное, надо было пересматривать очередность откачки. Но как посчитать, кто сколько льет? При этом Дмитрий с июля 2021 года всячески избегал своих обязанностей по откачке ямы. Поэтому я позвонила ему и сказала, что мы должны каждый построить для себя индивидуальную канализацию, чтобы не было недопонимания и проблем, — говорит Ирина.
Казалось бы, справедливое предложение соседей Дмитрию Суханову не понравилось. Выгребную яму на своем участке строить он отказался: мол, у него нет места.
«Нам строительство отдельной ямы обошлось в 70 тысяч рублей. Для Дмитрия, который не только депутат, но и фермер, это было бы дешевле: у него и техника есть, и люди. Но навстречу он нам не пошел», — продолжает Ирина.
Спустя месяц, Адищевы заложили смотровой колодец кирпичной кладкой. И депутат воспринял это как объявление войны.
«Он просто взбесился. Общей смысл его гневных речей сводился к следующему: “Кто вы такие, чтобы указывать мне, что делать?”» — рассказывает Ирина.
Последствия депутатского гнева соседи почувствовали очень скоро. Дмитрий Суханов с энергией, достойной лучшего применения, учитывая его статус народного избранника, решил судиться с пожилыми женщинами.
«Думаю, если бы папа был жив, до этого бы не дошло. Все-таки Дмитрий бы побоялся творить такое. Но папы нет, есть мы — женщины, с нами справиться, конечно, проще, учитывая влияние и ресурсы нашего соседа», — отмечает Ирина.
Ресурсы и возможности фермера, народного избранника и пожилых женщин конечно не сопоставимы. Но если отставить в сторону правовую сторону вопроса, остается еще морально-этическая сторона конфликта. И в этом смысле ситуация выглядит, мягко говоря, нелицеприятно. Почему депутат, который, по идее, как раз должен защищать интересы своих земляков, не смог полюбовно договориться с соседями и устроил судебные тяжбы с пожилыми женщинами? Неужели в его округе так мало проблем, на которые можно направить свою энергию, что народный избранник готов тратить время и силы на сутяжничество? Почему затяжная война с пенсионерками ему приоритетней, чем строительство собственной системы канализации?
Как бы то ни было, Адищевы решили строить индивидуальную канализацию и меньше месяца назад в их дворе появился новый септик. Сухановы же продолжают пользоваться старой канализацией и, по сведениям соседей, новый колодец для себя делать не собираются. Сейчас пожилые женщины собирают документы для нового суда и надеются на справедливое решение.