Все водители транспортных средств знают, что не всегда удается сесть за руль полностью отдохнувшим и выспавшимся, полностью работоспособным. В тоже время, практически каждый, кто столкнулся с переутомлением, понимает, что в утомленном состоянии водитель не может адекватно реагировать и принимать верные решения. Утомленное и болезненное состояние можно сравнить с состоянием водителя, употребившего алкогольные напитки, и говорить в данном случае о безопасности дорожного движения не приходится.
Пилот самолета, диспетчер, лицо, управляющее атомным реактором, никогда не допускаются до работы без осмотра медика, в тоже время многие из нас забывают, что водитель автомашины приравнивается к данной категории, так как управляет источником повышенной опасности для окружающих.
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации «Водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии».
Если водитель находится в состоянии утомления, уровень безопасности движения существенно снижается – утомление негативно влияет практически на все основные функции восприятия человека, а также на некоторые психофизиологические характеристики.
В первую очередь страдает зрительное восприятие: утомленный водитель хуже видит удаленные или мелкие объекты на дороге, не может точно определить расстояние до того или иного объекта или оценить скорость движения остальных участников дорожного движения. Но ухудшается не только качество восприятия – утомление самым негативным образом влияет на его организацию: уставший человек медленнее переключает внимание с одного объекта на другой. Водитель, который управляет автомобилем в состоянии утомления, дольше, чем обычно, концентрирует внимание на отдельных встреченных им объектах, и медленнее реагирует на внезапные перемены ситуации на дороге.
Утомление способно также негативно воздействовать и на память человека – многие водители замечали, что в конце какой-либо длительной поездки они тратят намного большее количество времени не только на обнаружение сигнала, но и на его оценку, то есть на переработку полученной информации.
Если работоспособность водителя резко падает (такое, как правило, происходит во время длительных многочасовых поездок за рулем), опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия значительно возрастает.
Например, одной из причин ДТП является выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Выезд на встречную полосу при совершении обгона – это опасный и рискованный маневр, связанный со значительным превышением скорости, вследствие чего, при столкновении транспортных средств, возрастает сила удара и это приводит к самым тяжким последствиям. Как показывает анализ происшествий, выезду на полосу встречного движения сопутствует ряд нарушений: управление в состоянии переутомления, превышение скоростного режима. Кроме того, данному нарушению способствуют неблагоприятные дорожные и погодные условия.
Согласно действующему законодательству, наказание за выезд на встречную полосу составляет 5 000 рублей или лишение права на управление транспортными средствами до шести месяцев.
Не забывайте о безопасности при перевозке несовершеннолетних: дети до 7 лет должны перевозиться в специальных детских удерживающих устройствах с использованием ремней безопасности! Помните, автокресло минимизирует риск получения травм в случае дорожно-транспортного происшествия.
Уважаемые водители! Утомленное или болезненное состояние за рулем может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. Не стоит торопиться приехать домой и отдохнуть, так как такие действия могут привести к непоправимым последствиям. Лучшим решением в такой ситуации будет кратковременный отдых в пути!